Андрей Бударов (v_r_a_n) wrote,
Андрей Бударов
v_r_a_n

Categories:

Вологодские узоры

.
Цок, цок, цок, цок… Сухо звенят деревянные коклюшки, вьются белые нити, снуют пальцы мастериц. Рождается тонкое, ажурное, воздушное кружево, похожее на морозные узоры или снежную вьюгу.

Зонт

Вологда – пожалуй, самый известный центр кружевоплетения в России. И, без сомнения, самый крупный. Слава пришла к вологодскому кружеву полтора века назад и с тех пор только укреплялась. Началось, как и повсюду в России, с помещичьих усадеб, где в господских «девичьих» крепостные девушки и женщины плели для платья барыни кружевную отделку, скопированную с модных журналов. Постепенно этот промысел стал распространяться и на мещанские семьи, и на крестьянские, где материал брался менее дорогой, а готовые изделия мастерицы не только оставляли себе, но и отдавали на продажу. В вологодское кружево проникли народные мотивы. В переплетении нитей можно было видеть растительные орнаменты, геометрические фигуры, изображения птиц, животных и людей. Например, часто встречался узор «пава и древо».

Другие города могли оспаривать у Вологды первенство в качестве и красоте кружева, да и по времени начала кружевоплетения она не в лидерах, но само собой сложилось так, что под названием «вологодское» стали подразумевать русское кружево вообще.

Связано это в первую очередь с именем искусной кружевницы Анфии Фёдоровны Брянцевой. Молва приписывала ей изобретение нового способа плетения – «вологодского манера». Она соединила густой узор, бывший в обычае прежде, с решётками из плетешков-шнурочков, и получила лёгкое, изящное кружево, похожее на гипюр.

       Анфия Фёдоровна
               Брянцева
Брянцева
Плетеи-кружевницы высоко ценили изобретение Брянцевой. Вот как говорила об этом героиня рассказа Варлама Шаламова «Пава и древо»:

«Знаю я и кружево сканое, шитое и пряденое понимаю. А на коклюшках-то всё разумела: манер белозёрской, балахнинской, рязанской, скопинской, елецкой, мценской – всё знаю. По узорам-то и памяти моей не хватит считать: и рязанские-то павлинки, и протекай﷓речку, и ветки-разводы травчатые, и бровки-пышки – города и вертячий край, и гипюр зубьями... Калязинский манер цветами тонкий, паучки орловские, обачино ярославские, копытце да блины тверские – белёвский окорок, — всё знала. Но против нашего вологодского манера — никуда. У нашего нитка нитку за ручку ведёт. Видала я у Софьи Павловны и баланжен плетёный французский и гипюр нитяный испанский. Не пришлись, за нрав. Нет у них этой чистоты нашей — недаром вологодское кружево-то на «убрусы» невестам шло».

Поэтому когда Анфия Фёдоровна вместе с дочерью Софией Петровной, тоже превосходной мастерицей, устроили своего рода «кружевную школу», к ним охотно шли в учение. Около восьмисот девушек переняли от Брянцевых искусство кружевоплетения. Уже известно было машинное производство, но ручная работа ценилась выше, ведь в ней сильнее проявляется творческое начало.

Кружевоплетение век назад       


Спрос на русское кружево неуклонно рос. Европейцы, познакомившись с ним на Всемирной выставке 1873 года в Вене, были удивлены и очарованы. Чтобы удовлетворить аппетиты западных клиентов, частные скупщики ездили по всей России и вывозили кружевные изделия за границу. Внутренний рынок тоже был далёк от насыщения. Всё больше и больше женщин становились плетеями. Благодаря простоте инструмента и его дешевизне крестьянки и городские мещанки охотно брались за коклюшки. В 1912 году в Вологодской губернии насчитали тридцать девять тысяч кружевниц.

И пусть вологодское кружево не было самым совершенным (с переходом к массовому промысловому изготовлению качество снизилось), но неизменно широко популярным. «Вологодскому манеру» стали подражать всюду. Не прекращались заказы скупщиков на покрывала, скатерти, накидки на подушки и прочие так называемые «интерьерные изделия». Пользовались большим успехом кружевные дополнения к одежде: воротники, жабо, шарфы, душегреи.

Да, вологодское кружево не выдавали за французское, как это часто происходило с елецкими и мценскими изделиями, но, может, не от качественного уровня, а оттого, что в вологодском кружеве больше самобытности? Его стали воспринимать как особый бренд. Под именем вологодского продавалось и кружево из других губерний, ведь в их особенностях разбирались лишь немногие специалисты. Огромный успех был и на зарубежном рынке.

После Революции промысел на некоторое время зачах, но советское правительство приняло экстренные меры по его возрождению. Новому государству необходимы были деньги, а изысканные плетения иностранцы покупали с большой охотой. Число мастериц постоянно росло. Ветер времени занёс в вологодские кружева свежие узоры, в которых отображались тракторы, самолёты, снопы и портреты вождей.

После Великой Отечественной войны не затронутая вражеским вторжением Вологда быстрее восстановила промысел, чем Ленинградская область и южные регионы, и стала главным центром русского кружевоплетения. В это время создаётся множество монументальных кружевных полотен – занавесы, панно, декоративные скатерти… Предназначены они в большей мере для участия в выставках и музейных экспозициях, но найденные при их исполнении технические решения, свежие узоры и фоны применяются в дальнейшем в массовом производстве – в салфетках, косынках, декоративных наволочках на подушки, шарфах, галстуках и т.д.



Специалисты говорят, что вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Выполняется оно в основном из белых или светло-серых нитей, отчего возникает чистое, «морозное» впечатление.


Музей
В 2010 году в самом центре Вологды был открыт Музей кружева, в экспозиции которого показана история этой разновидности декоративного искусства – от первых западноевропейских образцов XVI века, безыскусных по исполнению, но дорогих по материалу (сплетены из металлических нитей – серебряных и позолоченных), и до современных изощрённых изделий.

В основе экспозиции, разумеется, – вологодское кружево. В сравнении с другими техниками становятся заметны его характерные особенности. Если основная часть русского кружева издавна была цветной или имела цветную обводку сканью (т.е. другой нитью), то вологодское почти всегда белое. Иногда, в виде исключения, выполнялось целиком цветное, с металлической сканью. Разнообразия используемых материалов нет. Пряжа, идущая на плетение, — как правило, домашнего изготовления, хорошего качества, но не слишком тонкая. Отсюда неизбежны изменения, которые мастерицы вносили в узоры-образцы, особенно иностранные, выполнявшиеся из чрезвычайно тонкой нити. Конечно, преобразования вызывались не только отличием материала, но и рождались под влиянием творческого вдохновения вологодских кружевниц. А благодаря своей крепкой пряже вологодские изделия славились прочностью.

Неподалёку от музея располагается магазин кружевной фирмы «Снежинка», при котором находится салон с работающими кружевницами. Там можно не только купить кружевные изделия – платья, манто, жакеты, пеньюары, зонтики, покрывала, скатерти, – но и посмотреть, как они возникают под мелодичный перезвон резных коклюшек.
Tags: Легенды города Вологды
Subscribe

  • Подстоличная Сибирь

    Лязг кандалов гулко отдаётся в стенах тюремного дворика. Арестант бросает последний взгляд на стылое небо, сглатывает горькую слюну и неловко…

  • Деревянное зодчество Вологды

    Взмах топора, удар! Под мужицкое хеканье лезвие со звоном впивается в сухую древесную плоть. В сторону летят щепки, и в бревне появляется "чашка",…

  • Ореховое чудо из Вологды

    . Слишком твёрдое, чтобы размазываться по ноздреватой поверхности хлеба, масло укладывается хрупкими ломтиками – светлое, почти белое масло.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Подстоличная Сибирь

    Лязг кандалов гулко отдаётся в стенах тюремного дворика. Арестант бросает последний взгляд на стылое небо, сглатывает горькую слюну и неловко…

  • Деревянное зодчество Вологды

    Взмах топора, удар! Под мужицкое хеканье лезвие со звоном впивается в сухую древесную плоть. В сторону летят щепки, и в бревне появляется "чашка",…

  • Ореховое чудо из Вологды

    . Слишком твёрдое, чтобы размазываться по ноздреватой поверхности хлеба, масло укладывается хрупкими ломтиками – светлое, почти белое масло.…