Андрей Бударов (v_r_a_n) wrote,
Андрей Бударов
v_r_a_n

Category:

Кинолето-6



Фильм Кирилла Серебренникова «Лето» повествует о начале творческого пути Виктора Цоя. Точнее, кинолента представляет собой фантазию о том, каким могло быть это начало, если бы проводником в мир музыки для Цоя стал бы Майк Науменко.

В фильме Майк заделывается наставником Цоя едва ли не с первых минут знакомства. Например, даёт советы по улучшению песни («Бездельник», если что). Придумывает название группы – «Гарин и гиперболоиды», и это выглядит донельзя нелогично, потому что перед Майком всего двое – Цой и Лёня-Леонид (Алексей Рыбин, похоже, запретил использовать своё имя в фильме). Третьего участника группы Майк видит существенно позже. Науменко добивается принятия группы Цоя в ленинградский рок-клуб, подыгрывает Цою на первом концерте, своим участием обеспечивая тёплый приём публики, и в конечном итоге подкладывает под Цоя свою жену.

Последнее обставлено как нечто вполне невинное: Наташа Науменко просит у Майка разрешение поцеловать Цоя, Майк оное разрешение даёт… И предоставляет жене для общения с Цоем квартиру и целую ночь. В моём понимании для «просто поцелуя» это избыточно. Хватило бы нескольких минут в гримёрке, допустим.

Говорят, что это фильм о любовном треугольнике между Цоем, Наташей и Майком Науменко. Возможно, и так, но романтические переживания определённо возникают только у Наташи. Майку и Цою никакой треугольник не нужен. Они увлечены музыкой – вот что для них главное. И потому мне нравится та интерпретация, которую озвучил обозреватель Степан на ютуб-канале VIDEODROME. Он сказал, что фильм «Лето» – о Майке Науменко, который больше всего в жизни хочет стать рок-звездой, и вроде бы постепенно идёт к этому, но когда слушает поющего Цоя, понимает, что вот она – настоящая рок-звезда. Стоит Цою запеть, все приходят в восторг (даже у Наташи, жены Майка, сносит крышу). В этот момент Майк Найменко понимает, что ему никогда не добиться подобного успеха, и всё, что он может – лишь помочь в становлении Цоя.

В таком истолковании фильм обретает смысл. Потому что в бытовую, в общем, историю о любовном треугольнике не нужно было бы впутывать ни Цоя, ни Майка, ни всю ленинградскую рок-тусовку начала 1980-х.

Чтобы воссоздать на экране образ Цоя, потребовались усилия аж троих человек. Видимо, стоит это воспринимать как свидетельство мощности цоевской харизмы. Режиссёр стратегически верно привлёк к участию в фильме корейского актёра. Да, не очень похож. Да, никто из зрителей не одобрит. Но ведь никого не одобрят, вот ведь в чём закавыка. А кореец, не владеющий русским языком, хотя бы не прочтёт гневные филиппики в свой адрес. Для говорящего Цоя был использован голос одного человека, для поющего – другого. Не знаю, в чём состояла причина такого подхода, но результат меня вполне устраивает.

Роль Майка исполнил Рома Зверь. Выбор неожиданный, обоснование спорное («музыканта должен играть музыкант»). Но надо отдать должное лидеру группы «Звери» – он замечательно справился с задачей, хотя на самом деле больше чем на десять лет старше Майка во время описываемых (выдуманных) событий. Он же, Рома Зверь, работал и над саундтреком к фильму, в чём тоже преуспел.

Раздражали, правда, вставки кагбэ-мюзикла и персонаж, обозначенный в титрах как Скептик. Он появляется временами с сообщаниями типа: этого не было, Цой не похож и т.д. Возможно, режиссёр хотел подсказать, что не было отдельных сцен, но ведь не было и всех остальных.

В финале возникает дисклеймер: «Фильм вдохновлён реальными событиями. Некоторые сцены, персонажи и диалоги являются вымышленными и введены для усиления художественного эффекта. Любое совпадение вымышленных персонажей с реальными людьми случайно и непреднамеренно».

По сути дела, режиссёр играет в постмодернизм в эпоху, когда постмодернизм уже скончался и разложился. Все свидетели событий жизни Цоя и Майка, читавшие первоначальный сценарий, утверждают, что он не имел к реальности никакого отношения. Впоследствии сценарий, как заявляют создатели фильма, многократно переделывался. Приблизило ли это его к реальности? Вряд ли. Хотя, возможно, фильм хотя бы отчасти воспроизводит дух того времени. Возможно.

Но эти вставки мюзикла… Брр…

Фильм неплохой. Хотя, пожалуй, он был бы лучше, если бы не притворялся историей реальных людей и их взаимоотношений.
Tags: Группа "Кино", Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments